АЛЬТЕРНАТИВНОЕ
РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ (АРС) − процедуры и способы разрешения споров
(конфликтов), которые применяются вне государственной судебной системы
и внутри нее. АРС не влечет для сторон негативных последствий и
используется – когда под угрозой разрыва находятся деловые отношения
сторон, для установления и развития которых были произведены большие
затраты; когда необходимо быстрое и экономное разрешение спора; когда
стороны стремятся к конфиденциальности; когда спор касается не столько
права, сколько технических вопросов. Все формы АРС функционируют за
счет самих участников спора и не требуют затрат на их содержание.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО
ПРОВЕДЕНИЮ ПРОЦЕДУРЫ МЕДИАЦИИ (в узком смысле) – осуществление
медиатором действий по проведению непосредственно самой процедуры
медиации.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОЦЕДУРЫ МЕДИАЦИИ (в широком смысле) – комплекс
мероприятий, проводимых организацией, осуществляющей деятельность по
обеспечению проведения процедуры медиации.
ДОКТРИНА МЕДИАЦИИ
(ПОСРЕДНИЧЕСТВА) – философская концепция, представленная как система
воззрений и основополагающих принципов. Основана на современных
представлениях о роли и месте гражданских общественных институтов
посредничества (медиации) в преобразовании политических и социальных
систем в глобальном мире.
КОРПОРАТИВНЫЙ СПОР –
спор, связанный с созданием юридического лица, управлением им или
участием в юридическом лице, являющемся коммерческой организацией, а
также в некоммерческом партнерстве, ассоциации (союзе) коммерческих
организаций, иной некоммерческой организации и (или) индивидуальных
предпринимателей, некоммерческой организации, имеющей статус
саморегулируемой организации в соответствии с федеральным законом.
«КОКУС» — это
процедура, применяемая в процессе проведения медиации, где медиатор
(посредник) осуществляет беседу с каждой из сторон индивидуально. В
соответствии с принципом равноправия сторон количество «кокусов»,
проводимых с каждой из сторон, должно быть одинаковым, так же как и
время, проведенное в «кокусе». Во время проведения «кокуса» могут быть
выявлены новые обстоятельства, относящиеся к спорной (конфликтной)
ситуации, которые стороны не желают раскрывать в присутствии друг
друга. В «кокусе» медиатор (посредник) помогает участнику медиации
увидеть со стороны свою позицию в споре (конфликте), взглянуть на
ситуацию глазами своего оппонента, понять его позицию, аргументы и
чувства. По окончании «кокуса» медиатор (посредник) резюмирует
прошедшую беседу, спрашивает сторону, не хочет ли она что-то добавить
или уточнить. Затем спрашивает, что из сказанного в ходе «кокуса» он
может сообщить другой стороне. В ходе проведения «кокусов» медиатор
(посредник) пытается выявить возможные точки соприкосновения сторон по
спорному вопросу.
КОНФЛИКТ (от лат.
conflictus) − наиболее острый способ разрешения противоречий в
интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального
взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого
взаимодействия, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями,
выходящий за рамки правил и норм.
МЕДИАБЕЛЬНОСТЬ СПОРА
– свойство правового спора, в силу которого он может быть урегулирован
в процедуре медиации.
МЕДИАТИВНАЯ ОГОВОРКА
– это прописная или напечатанная формулировка, в тексте договора дающая
право и согласие сторон на применение процедуры медиации при
возникновении спора (конфликта) по исполнению условий заключенного
между сторонами договора.
МЕДИАТИВНОЕ
СОГЛАШЕНИЕ − соглашение, достигнутое сторонами в результате применения
процедуры медиации к спору (конфликту) или спорам, к отдельным
разногласиям по спору и заключенное в письменной форме.
МЕДИАТОР −
независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами в качестве
посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами
решения по существу спора. Медиатор обеспечивает восстановление
способности договариваться у сторон, структурирует конфликт и
организует переговорный настрой, отлаживает процесс переговоров и
обеспечивает фиксацию договоренностей и гарантий выполнения этих
договоренностей.
МЕДИАЦИОННЫЕ
КОМПЕТЕНТНОСТИ – совокупность профессиональных знаний и навыков в
области медиации, эффективной коммуникации, в анализе структуры
коммуникации, в анализе структуры конфликтов, в организации и ведении
переговоров.
МЕДИАЦИЯ (от англ.
mediation − посредничество) − универсальная технология альтернативного
разрешения споров двух или более сторон с участием третьей стороны –
медиатора (посредника), который помогает сторонам самостоятельно
выработать определенное соглашение по спору, при этом стороны полностью
контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия
его разрешения. Принципиальная возможность медиации основана на
признании факта позитивного влияния присутствия нейтральной стороны на
эффективность ведения переговоров. Медиация приобрела статус
узаконенной формы разрешения спорных проблем и рассматривается как
важнейший инструмент разрешения конфликтов во всех сферах общественной
жизни.
НЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ
МЕДИАТОР – независимое физическое лицо, достигший возраста восемнадцати
лет, обладающий полной дееспособностью и не имеющие судимости.
ОРГАНИЗАЦИЯ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ
МЕДИАЦИИ − юридическое лицо, одним из основных видов деятельности
которого, является деятельность по организации проведения процедуры
медиации, а также осуществление иных предусмотренных Федеральным
законом от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре
урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
ОТЛОЖЕНИЕ СУДЕБНОГО
РАЗБИРАТЕЛЬСТВА – это временная краткосрочная остановка судебного
разбирательства, когда одно заседание оканчивается в незавершенном
состоянии и назначается время очередного полностью возобновляемого
заседания.
ПРИНЦИПЫ МЕДИАЦИИ –
фундаментальные, наиболее общие начала организации и осуществления
примирительной процедуры с участием посредника. Основополагающие
правила поведения, морально-этические нормы и процессуальные основы
конструктивного взаимодействия, которым должны следовать стороны спора
и медиатор (посредник). Общепризнанными в медиации являются принципы
добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия
сторон, беспристрастности и независимости медиатора (посредника).
ПРОЦЕДУРА МЕДИАЦИИ −
способ урегулирования споров при содействии медиатора (посредника) на
основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими
взаимоприемлемого решения.
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ СРОК
– срок для совершения действий, который определяется точной календарной
датой, указанием на событие, которое обязательно должно наступить, или
периодом времени, в течение которого процессуальное действие может быть
совершено.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ
МЕДИАТОР – независимое физическое лицо, достигший возраста двадцати
пяти лет, имеющий высшее профессиональное образование и прошедший курс
обучения по программе подготовки медиаторов, утвержденной в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации.
СОГЛАШЕНИЕ О
ПРИМЕНЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ МЕДИАЦИИ − соглашение сторон, заключенное в
письменной форме до возникновения спора (медиативная оговорка) либо
после его возникновения, об урегулировании с применением процедуры
медиации спора (конфликта), который возник или мог возникнуть между
сторонами в связи с каким – либо конкретным правоотношением.
СОГЛАШЕНИЕ О
ПРОВЕДЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ − соглашение сторон, с момента, заключения
которого начинает применяться процедура медиации в отношении спора
(конфликта), возникшего между сторонами.
СПОР − это
столкновение мнений, в ходе которого одна из сторон (или обе) стремится
убедить другую в справедливости своей позиции.
СТОРОНЫ МЕДИАЦИИ –
физические или юридические лица, желающие урегулировать с помощью
процедуры медиации спор, который может возникнуть из гражданских
правоотношений, в том числе в связи с осуществлением
предпринимательской и иной экономической деятельности, а также из
трудовых и семейных правоотношений.
ЭЛЕКТРОННАЯ МЕДИАЦИЯ
− дистанционная медиация с использованием интернет – технологий и
других технических средств связи, применяемая медиатором (посредником)
в спорах между лицами и организациями, которые удалены друг от друга
или в силу иных причин не могут принимать непосредственное участие в
процедурах медиации, а также в ситуациях, где значимость спора не
оправдывает стоимость личного присутствия медиатора (посредника).
Электронная медиация может также использоваться в качестве
предварительной фазы основного процесса медиации в ситуациях, где
важную роль играет фактор времени, для начала подготовки сторон и
проведения основной процедуры.