Словарь медиатора

АЛЬТЕРНАТИВНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ (АРС) − процедуры и способы разрешения споров (конфликтов), которые применяются вне государственной судебной системы и внутри нее. АРС не влечет для сторон негативных последствий и используется — когда под угрозой разрыва находятся деловые отношения сторон, для установления и развития которых были произведены большие затраты; когда необходимо быстрое и экономное разрешение спора; когда стороны стремятся к конфиденциальности; когда спор касается не столько права, сколько технических вопросов. Все формы АРС функционируют за счет самих участников спора и не требуют затрат на их содержание.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОЦЕДУРЫ МЕДИАЦИИ (в узком смысле)
– осуществление медиатором действий по проведению непосредственно самой процедуры медиации.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОЦЕДУРЫ МЕДИАЦИИ (в широком смысле)
– комплекс мероприятий, проводимых организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.

ДОКТРИНА МЕДИАЦИИ (ПОСРЕДНИЧЕСТВА) – философская концепция, представленная как система воззрений и основополагающих принципов. Основана на современных представлениях о роли и месте гражданских общественных институтов посредничества (медиации) в преобразовании политических и социальных систем в глобальном мире.

КОРПОРАТИВНЫЙ СПОР
– спор, связанный с созданием юридического лица, управлением им или участием в юридическом лице, являющемся коммерческой организацией, а также в некоммерческом партнерстве, ассоциации (союзе) коммерческих организаций, иной некоммерческой организации и (или) индивидуальных предпринимателей, некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации в соответствии с федеральным законом.

«КОКУС»
— это процедура, применяемая в процессе проведения медиации, где медиатор (посредник) осуществляет беседу с каждой из сторон индивидуально. В соответствии с принципом равноправия сторон количество «кокусов», проводимых с каждой из сторон, должно быть одинаковым, так же как и время, проведенное в «кокусе». Во время проведения «кокуса» могут быть выявлены новые обстоятельства, относящиеся к спорной (конфликтной) ситуации, которые стороны не желают раскрывать в присутствии друг друга. В «кокусе» медиатор (посредник) помогает участнику медиации увидеть со стороны свою позицию в споре (конфликте), взглянуть на ситуацию глазами своего оппонента, понять его позицию, аргументы и чувства. По окончании «кокуса» медиатор (посредник) резюмирует прошедшую беседу, спрашивает сторону, не хочет ли она что-то добавить или уточнить. Затем спрашивает, что из сказанного в ходе «кокуса» он может сообщить другой стороне. В ходе проведения «кокусов» медиатор (посредник) пытается выявить возможные точки соприкосновения сторон по спорному вопросу.

КОНФЛИКТ (от лат. conflictus)
− наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.

МЕДИАБЕЛЬНОСТЬ СПОРА
– свойство правового спора, в силу которого он может быть урегулирован в процедуре медиации.

МЕДИАТИВНАЯ ОГОВОРКА
– это прописная или напечатанная формулировка, в тексте договора дающая право и согласие сторон на применение процедуры медиации при возникновении спора (конфликта) по исполнению условий заключенного между сторонами договора.

МЕДИАТИВНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
− соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору (конфликту) или спорам, к отдельным разногласиям по спору и заключенное в письменной форме.

МЕДИАТОР
− независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора. Медиатор обеспечивает восстановление способности договариваться у сторон, структурирует конфликт и организует переговорный настрой, отлаживает процесс переговоров и обеспечивает фиксацию договоренностей и гарантий выполнения этих договоренностей.

МЕДИАЦИОННЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ
– совокупность профессиональных знаний и навыков в области медиации, эффективной коммуникации, в анализе структуры коммуникации, в анализе структуры конфликтов, в организации и ведении переговоров.

МЕДИАЦИЯ (от англ. mediation − посредничество)
− универсальная технология альтернативного разрешения споров двух или более сторон с участием третьей стороны – медиатора (посредника), который помогает сторонам самостоятельно выработать определенное соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения. Принципиальная возможность медиации основана на признании факта позитивного влияния присутствия нейтральной стороны на эффективность ведения переговоров. Медиация приобрела статус узаконенной формы разрешения спорных проблем и рассматривается как важнейший инструмент разрешения конфликтов во всех сферах общественной жизни.

НЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МЕДИАТОР
– независимое физическое лицо, достигший возраста восемнадцати лет, обладающий полной дееспособностью и не имеющие судимости.

ОРГАНИЗАЦИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ МЕДИАЦИИ
− юридическое лицо, одним из основных видов деятельности которого, является деятельность по организации проведения процедуры медиации, а также осуществление иных предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

ОТЛОЖЕНИЕ СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА
– это временная краткосрочная остановка судебного разбирательства, когда одно заседание оканчивается в незавершенном состоянии и назначается время очередного полностью возобновляемого заседания.

ПРИНЦИПЫ МЕДИАЦИИ
– фундаментальные, наиболее общие начала организации и осуществления примирительной процедуры с участием посредника. Основополагающие правила поведения, морально-этические нормы и процессуальные основы конструктивного взаимодействия, которым должны следовать стороны спора и медиатор (посредник). Общепризнанными в медиации являются принципы добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора (посредника).

ПРОЦЕДУРА МЕДИАЦИИ
− способ урегулирования споров при содействии медиатора (посредника) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ СРОК
– срок для совершения действий, который определяется точной календарной датой, указанием на событие, которое обязательно должно наступить, или периодом времени, в течение которого процессуальное действие может быть совершено.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МЕДИАТОР
– независимое физическое лицо, достигший возраста двадцати пяти лет, имеющий высшее профессиональное образование и прошедший курс обучения по программе подготовки медиаторов, утвержденной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

СОГЛАШЕНИЕ О ПРИМЕНЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ МЕДИАЦИИ
− соглашение сторон, заключенное в письменной форме до возникновения спора (медиативная оговорка) либо после его возникновения, об урегулировании с применением процедуры медиации спора (конфликта), который возник или мог возникнуть между сторонами в связи с каким — либо конкретным правоотношением.

СОГЛАШЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ
− соглашение сторон, с момента, заключения которого начинает применяться процедура медиации в отношении спора (конфликта), возникшего между сторонами.

СПОР
− это столкновение мнений, в ходе которого одна из сторон (или обе) стремится убедить другую в справедливости своей позиции.

СТОРОНЫ МЕДИАЦИИ
– физические или юридические лица, желающие урегулировать с помощью процедуры медиации спор, который может возникнуть из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также из трудовых и семейных правоотношений.

ЭЛЕКТРОННАЯ МЕДИАЦИЯ
− дистанционная медиация с использованием интернет — технологий и других технических средств связи, применяемая медиатором (посредником) в спорах между лицами и организациями, которые удалены друг от друга или в силу иных причин не могут принимать непосредственное участие в процедурах медиации, а также в ситуациях, где значимость спора не оправдывает стоимость личного присутствия медиатора (посредника). Электронная медиация может также использоваться в качестве предварительной фазы основного процесса медиации в ситуациях, где важную роль играет фактор времени, для начала подготовки сторон и проведения основной процедуры.