Медиация – это процесс переговоров, в котором медиатор-посредник является организатором и управляет переговорами таким образом, чтобы стороны пришли к наиболее выгодному реалистичному и удовлетворяющему интересам обеих сторон соглашению, в результате выполнения которого стороны урегулируют конфликт между собой.
Глобальное применение посредничества обусловлено доступностью и универсальным характером медиации. Опытный посредник в состоянии приводить конфликтующие стороны к взаимопониманию в самых разнообразных сферах деятельности. Принципиальная возможность медиации основана на признании факта позитивного влияния присутствия нейтральной независимой стороны на эффективность ведения переговоров. Применение медиации вне государственной судебной системы и внутри нее не влечет для сторон негативных последствий, все формы медиации функционируют за счет самих участников спора и не требуют затрат на их содержание.
Медиация применяется во всех областях человеческой деятельности, где присутствует необходимость общения – это семья, бизнес, производство, социум в целом…
Вот далеко не полный список областей, в которых медиация эффективна:
Семейные конфликты
- Преддоговорной спор, вытекающий из заключения брачного договора
- Посредничество в ходе бракоразводных процедур: соглашение о разделе имущества, о регламенте общения ребенка с родителями и др. родственниками, соглашение об уплате алиментных обязательств
- Конфликты, связанные с наследованием имущества, оспариванием завещаний, долей в наследуемом имуществе и др.
- Школьные конфликты
Конфликты между организациями
- Корпоративные споры
- Конфликт по спорам, связанным с принадлежностью имущества или правами владения имуществом между организациями
- Конфликт по спорам, связанным с истребованием имущества между организациями
- Конфликт по спорам, связанным, с устранение препятствий пользования имуществом
- Конфликт по имущественным спорам, не связанным с лишением собственности, но созданием препятствий пользования имуществом
- Конфликты малого бизнеса
- Конфликты между участниками, собственниками бизнеса или некоммерческих организаций
- Конфликты с агентами, дилерами и др.
Организационные конфликты (конфликты рабочего пространства)
- Организационный конфликт, в который вовлечены сотрудники одного уровня. Предмет спора: ресурсы, психологические причины, чувство несправедливости, задержка в предоставлении информации, условия труда и др.
- Между управленческим звеном и персоналом
- Конфликт в организации между руководителем и подчиненным по поводу условий труда, справедливости вознаграждения, сроков выдачи зарплаты и качества труда работника.
- Индивидуальные трудовые споры, смешанные виды споров
- Конфликт на стадии принятия сотрудника на работу, трудовая дискриминация и прочее
- Конфликты между работниками одного либо нескольких структурного подразделений
- Конфликты между работниками и руководством
- Творческие и инновационные конфликты
Трудовые конфликты
- Забастовка, локаут
- Конфликт в связи с отказом работников от исполнения трудовых обязанностей в целях разрешения коллективного трудового спора
- Трудовое посредничество, Выработка соглашений в целях разрешения трудового спора
- Участие посредника в разрешении коллективного трудового спора: примирительная комиссия, переговорный процесс, протоколы и соглашения
- Конфликт между работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда, заработной платы, заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях, посредничество и арбитраж в трудовых переговорах, выработка соглашений
- Рассмотрение коллективного трудового спора, в случае, когда конфликтующие согласились об обязательном выполнении решений трудового арбитража – временного органа для разрешения трудового спора
- Урегулирование конфликта с профсоюзными органами
- Инновационные конфликты
- Сопротивление изменениям со стороны персонала в процессе внедрения новых систем управления, реорганизации бизнеса
- Конфликты мотивации персонала
Конфликты между собственниками
- Конфликты между собственниками бизнеса, включая семейный бизнес либо имущества (дома). (Конфликтные действия сособственников, в результате которого совместное владение бизнесом становится невозможным или сопровождается убытками. Поводом для конфликта может стать изменение состава сособственников в результате наследования, в силу личных причин и др.)
- Конфликты, связанные с оспариванием прав на интеллектуальную собственность: товарные знаки и патенты, лицензионные соглашения, контрафакт, нарушение авторских прав, смежные права и др.
Конфликты жизненного пространства (частной жизни)
- Конфликты жильцов многоквартирных дома
- Конфликты членов садоводческих товариществ и обществ
- Конфликты акционерных обществ, образованных в результате реорганизации колхозов и совхозов
- Конфликты, в результате причинения вреда, ущерба имуществу, здоровью, (ремонт, произведенный с нарушением нормативов и правил)
- Конфликты в результате причинения ущерба, нарушения сервитута и др.
- Конфликты, в результате причинения вреда, ущерба имуществу граждан (причинение ущерба здоровью в результате схода снега с крыш, падения тяжелых предметов, в результате ДТП, залива квартиры водой, при заключении мировых соглашениях между виновником и пострадавшим и др.)
Конфликты с клиентами
- Конфликты с потребителями
- Конфликты с ассоциациями потребителей
- Конфликты с клиентом, стороной по которым является гражданин, обращение к Закону “О защите прав потребителей”, зачастую злоупотребление правами потребителя
- Конфликты, вызванные неудовлетворительными отношениями в цепочке производитель – дилер или производитель – агент, споры в области качества продукции, условий поставки, скидок и предоставления товарного кредита и др.
- Конфликты, возникающие из причинения вреда жизни, здоровью гражданина в результате некачественных товаров, работ и услуг, включая медицинские услуги
Конфликты, вытекающие из экономической деятельности
- Посредничество в сделках купли- продажи бизнеса
- Подготовка бизнес плана и переговоры с инвестором
- Подготовка конкурсной документации
- Оспаривание результатов торгов (аукционов, конкурсов)
- Оспаривание недостоверных аналитических отчетов и экспертных заключений
- Помощь в деловых переговоров с позиции индустриального подхода в переговорах и создания переговорной инфраструктура в организации
Конфликты с общественностью
- Конфликты с общественностью, вызванные претензиями в области качества товара, обслуживания, безопасности
- Конфликт неадекватного восприятия целевой аудиторией имиджа компании или личности
- Конфликты деловой репутации
- Урегулирование спора, связанного с распространением сведений, порочащих деловую репутацию организации, чести и достоинства гражданина, судебные процедуры и переговорный процесс
- Урегулирование конфликтов между этническими группами, между политическими партиями, между государственными и муниципальными органами
Конфликты с контролирующими органами
- Конфликты на этапе камеральных проверок налоговых органов, финансового надзора, финансового мониторинга, казначейства антимонопольной службы и др. проверяющих органов
- Досудебное урегулирование споров с налоговыми органами, органами казначейства. Защита интересов налогоплательщика или получателя бюджетных средств. Переговорный процесс, представительство, переписка
- Обжалование отказа в регистрации
- Конфликт, возникающий из-за отказа в регистрации права собственности на имущество (например, недвижимое) или предприятия органом, уполномоченным осуществлять такую регистрацию в силу Закона
- Признание недействительным предписания антимонопольного органа, смягчение его санкций, отсрочка исполнения
Преддоговорные споры
- Экспертиза договора
- Анализ текста договора с деловым партнером, поиск уязвимых мест, вынесение рекомендаций по тексту договора
- Заключение договора
- Заключение договора с деловым партнером: анализ интересов, переговорный процесс. Подписанный договор на взаимовыгодных условиях – готовность длительного сотрудничества сторон по договору.
- Претензии в ходе исполнения договора
- Обжалование предписания антимонопольного органа
- Обжалование действий таможни
- Конфликт, связанный с распространением негативной информации относительно товаров или услуг организации со стороны конкурентов, потребителей и др. аудиторий
Медиация в ходе досудебных, судебных и вне судебных процедур
- Досудебные процедуры в третейском суде, направленные на примирение сторон и поиск вариантов разрешения конфликта
- Посредничество по гражданско-правовым спорам в арбитражном / общем суде с ориентацией конфликтующих сторон на заключение мирового соглашения, выявление интересов, ориентация на уступки, компромисс или сотрудничество и мировое соглашение
- Конфликты на стадии исполнительного производства